{::Введение ::}
Введение
они приобретали характер праздничного
развлекательного действа. Соответственно изменялась роль костюма. Символика,
первоначально придававшаяся ему, постепенно забывалась, хотя обряд продолжал
по традиции выполняться (иногда лишь в фрагментарной форме).
Изучение роли и значения народного костюма в обычаях
и обрядах дает возможность выяснить происхождение и особенности бытования
некоторых его форм, а в отдельных случаях помогает раскрыть и сущность обряда.
Для осуществления этой задачи привлечены сравнительные . данные, помогающие
объяснить значение как самого обряда, так и входящих в него материальных
компонентов. В обильном сравнительном материале «мы всегда находим более или
менее прозрачные факты, свидетельствующие о древней функции обряда» (Зеленин,
1934, 5). Сравнительно-историческое изучение, примененное в данной работе,
помогает охарактеризовать общие для всех восточных славян элементы в характере
и роли обрядовой одежды, обусловленные их генетическим родством и
историко-культурными связями, выявит этнические и региональные особенности,
покажет в какой-то мере общность или различия с другими народами в зонах
контактов восточных славян с неславянским населением.
В книге рассматривается одежда, связанная с важнейшими
семейными событиями и обрядами (свадьбой, похоронами, родильными и крестиль-,
ными обрядами), и с обычаями и обрядами аграрного цикла (календарными и
некоторыми, не связанными с календарем).
Источниками работы послужили: рукописи ИРГО, представляющие ответы
корреспондентов на разосланную в 1848 г. программу отделения этнографии
Географического общества (в какой-то мере опублико7 ванные в
этнографических сборниках 1858—1864 гг. и Д. К. Зелениным); материалы
преимущественно второй половины XIX
в., собранные этнографическим отделом Общества любителей естествознания,
антропологии и этнографии (Архив Института этнографии АН СССР в Москве);
рукописи Рязанского краеведческого общества (конца XIX—начала XX в.), опубликованные в кратком
изложении А. А. Мансуровым; полевые материалы Н. И. Лебедевой, собранные в
1925—1930 гг. в экспедициях в юго-западные русские губернии и белорусское
Полесье (архив Государственного литературного музея); полевые записи В. Ю.
Крупянской в экспедиции в Закарпатье в 1946 г. (Архив Института этнографии); полевые
экспедиционные материалы автора, собранные в центральных областях Европейской
России и в Сибири в 1920—1970-х годах; полевые данные других исследователей,
предоставивших свои материалы автору (Г. П. Дурасов, Г. Н... Климова, Е. Д.
Курбатова, Н. М. Багновская, Е. И. Матейко, И. А. Кремлева), за что автор выражает
им глубокую признательность.
Важный источник составили музейные фонды: коллекции
Музея народного искусства в Москве, некоторых районных краеведческих музеев,
особенно широко использованы коллекции Государственного музея этнографии
народов СССР в Ленинграде. Собрание ГМЭ представляет разнообразие
национальных и локальных особенностей обрядовой одежды восточных славян, и
характеристика его подробно дана в Приложении к данной монографии.
Этнографические публикации хронологически
подразделяются на три периода: I
— первая половина XIX
в. (труды А. В. Терещенко, И. Сахарова, И. М. Снегирева, статьи в губернских
ведомостях и пр.); II —
вторая половина XIX—начало
XX
в.; III —
советский период.
II период —
наиболее обильный описательным фактическим материалом как общего, так и
регионального характера, помещенным главным образом в периодических изданиях:
«Живая старина»,
|