{::Введение ::}

Введение

они приобретали характер праздничного развлекательного дей­ства. Соответственно изменялась роль костюма. Символика, перво­начально придававшаяся ему, по­степенно забывалась, хотя обряд про­должал по традиции выполняться (иногда лишь в фрагментарной форме).

Изучение роли и значения на­родного костюма в обычаях и обря­дах дает возможность выяснить про­исхождение и особенности бытова­ния некоторых его форм, а в отдель­ных случаях помогает раскрыть и сущность обряда. Для осуществле­ния этой задачи привлечены срав­нительные . данные, помогающие объяснить значение как самого об­ряда, так и входящих в него мате­риальных компонентов. В обильном сравнительном материале «мы всегда находим более или менее прозрачные факты, свидетельствующие о древ­ней функции обряда» (Зеленин, 1934, 5). Сравнительно-историческое изу­чение, примененное в данной работе, помогает охарактеризовать общие для всех восточных славян элементы в характере и роли обрядовой одежды, обусловленные их генетическим род­ством и историко-культурными свя­зями, выявит этнические и регио­нальные особенности, покажет в ка­кой-то мере общность или различия с другими народами в зонах контак­тов восточных славян с неславян­ским населением.

В книге рассматривается одежда, связанная с важнейшими семейными событиями и обрядами (свадьбой, по­хоронами, родильными и крестиль-, ными обрядами), и с обычаями и об­рядами аграрного цикла (календар­ными и некоторыми, не связанными с  календарем).

Источниками работы послужили: рукописи ИРГО, представляющие от­веты корреспондентов на разослан­ную в 1848 г. программу отделения этнографии Географического об­щества (в какой-то мере опублико7 ванные в этнографических сборни­ках 1858—1864 гг. и Д. К. Зелени­ным); материалы преимущественно второй половины XIX в., собранные этнографическим отделом Общества любителей естествознания, антропо­логии и этнографии (Архив Инсти­тута этнографии АН СССР в Москве); рукописи Рязанского краеведче­ского общества (конца XIX—начала XX в.), опубликованные в кратком изложении А. А. Мансуровым; по­левые материалы Н. И. Лебедевой, собранные в 1925—1930 гг. в экспе­дициях в юго-западные русские гу­бернии и белорусское Полесье (ар­хив Государственного литератур­ного музея); полевые записи В. Ю. Крупянской в экспедиции в За­карпатье в 1946 г. (Архив Института этнографии); полевые экспедиционные материалы автора, собранные в цен­тральных областях Европейской России и в Сибири в 1920—1970-х го­дах; полевые данные других иссле­дователей, предоставивших свои ма­териалы автору (Г. П. Дурасов, Г. Н... Климова, Е. Д. Курбатова, Н. М. Багновская, Е. И. Матейко, И. А. Кремлева), за что автор вы­ражает им глубокую признательность.

Важный источник составили му­зейные фонды: коллекции Музея народного искусства в Москве, некото­рых районных краеведческих му­зеев, особенно широко использованы коллекции Государственного му­зея этнографии народов СССР в Ле­нинграде. Собрание ГМЭ представ­ляет разнообразие национальных и локальных особенностей обрядовой одежды восточных славян, и харак­теристика его подробно дана в При­ложении к данной монографии.

Этнографические публикации хро­нологически подразделяются на три периода: I — первая половина XIX в. (труды А. В. Терещенко, И. Саха­рова, И. М. Снегирева, статьи в гу­бернских ведомостях и пр.); II — вторая половина XIX—начало XX   в.;   III — советский  период.

II период — наиболее обильный описательным фактическим мате­риалом как общего, так и региональ­ного характера, помещенным глав­ным образом в периодических изданиях: «Живая старина»,

1[2]34