{::Введение ::}
Введение
«Этнографическое обозрение», «Киевская старина», «Известия
общества изучения Русского Севера» и др. Из наиболее крупных работ надо назвать
фундаментальные труды П. С. Ефименко, С. В. Максимова, Н. А. Иваницкого, П. В.
Шейна, Н. Я. Никифоров-ского, Е. Р. Романова, В. Н. Добровольского, П. П.
Чубинского, Ф-. Волкова, В. Щухевича, а также статьи Н. Г. Ордина, Л. И.
Звоя-кова, А. В. Балова, Г. К. Завойко, А. Н. Малинки и др. В этот период был
издан ряд работ по обрядам обобщающего характера (Д. К. Зеленина, М. В.
Довнар-Запольского и др.).
Литература о семейной обрядности, в частности о
свадьбе, очень обширна. Наилучшим образом освещена белорусская и
севернорусская свадьба, слабее всех отражен южнорусский свадебный
ритуал.в разных аспектах — с эргономической, социальной, религиозно-магической
сторон, как произведение устно-поэтического творчества, как драматическое
действо, и т. д, Ио в многочисленных описаниях, характеризующих локальные
варианты свадебного цикла, и в обобщающих работах материальной стороне, в
частности одежде, уделено минимальное внимание. О них лишь упоминается, и эти
краткие .упоминания приходилось собирать по крупицам. Первым обратил внимание
на эту сторону свадебного обряда II. Ф. Сумцов. Но костюму, прическе в его труде («О свадебных обрядах,
преимущественно русских», Харьков, 1881) отведено лишь не-- сколько небольших
разделов; со времени выхода в свет этой работы прошло уже столетие, и она не
охватывает накопившийся новый, значительный материал.
Этнографические публикации, посвященные родильным и крестильным,
а также погребальным обрядам, не так многочисленны, как но свадьбе. Сведения о
них содержатся в работах авторов, перечисленных выше, но, кроме того, есть и
специальные труды (о погребальной обрядности — В. И. Смирнова, И.
Беньковского, 3. Кузели, В. Гна-тюка; о родильной — II. Ф. Сум-цова, В. Степанова, Д. И.
Успенского, В. Н. Харузиной).
Этнографическая литература по обрядам аграрного
цикла, можно сказать, неисчерпаема, есть общие и специальные труды,
посвященные календарной обрядности, в которых описываются различные региональные
варианты обрядов и связанное с ними устное поэтическое творчество. Наиболее
слабая и малоосве-щенная сторона — материальные компоненты, в частности —
одежда. Автором рассмотрены основные труды, в которых можно было найти сведения
по исследуемой теме; исчерпать всю имеющуюся литературу о свадьбах,, аграрных
обрядах не представлялось возможным.
Собранный наблюдателями и исследователями-этнографами
во второй половине XIX—начале
XX в. материал
неравномерно распределяется не только по регионам, но и по трем народам.
Сведения разновре-менны, обобщение их по хронологическим периодам представляет
значительные трудности. Эта задача осуществлялась в работе насколько позволяли
источники.
Сведения о костюме и связанных с ним представлениях
чрезвычайно разнообразны, а порой и противоречивы. Наряду с общими закономерностями,
выявляющимися при изучении значения и роли костюма в целом (со всеми его
аксессуарами), материалы содержат немало фактов, противоречащих этим
закономерностям, не всегда поддающихся объяснению.
Советский период характеризуется дальнейшим накоплением фактического
материала и созданием работ сводного характера. Обобщаю-' щими трудами в
области народной обрядности являются работы Д. К. Зеленина, П. С.
Богословского, Н. М. Никольского, Ё. Г. Кага-рова, С. А. Токарева, В. И.
Чиче-рова, В. Я. Пропна, В. К. Соколовой и др. Если в работах досоветского
периода приходилось обращаться главным образом к фольклорным данным об
обрядности, то в советский период необходимые сведения черпались также и из
этнографической литературы, посвященной материальной культуре, которая стала
изучаться многосторонне. Авторы внесли немалый вклад в науку, раз-
|