{::Введение ::}

Введение

«Этногра­фическое обозрение», «Киевская ста­рина», «Известия общества изучения Русского Севера» и др. Из наиболее крупных работ надо назвать фунда­ментальные труды П. С. Ефименко, С. В. Максимова, Н. А. Иваницкого, П. В. Шейна, Н. Я. Никифоров-ского, Е. Р. Романова, В. Н. Доб­ровольского, П. П. Чубинского, Ф-. Волкова, В. Щухевича, а также статьи Н. Г. Ордина, Л. И. Звоя-кова, А. В. Балова, Г. К. Завойко, А. Н. Малинки и др. В этот период был издан ряд работ по обрядам обобщающего характера (Д. К. Зе­ленина, М. В. Довнар-Запольского и др.).

Литература о семейной обрядности, в частности о свадьбе, очень обширна. Наилучшим образом освещена бело­русская и севернорусская свадьба, слабее всех отражен южнорусский свадебный   ритуал.в разных аспектах — с эрго­номической, социальной, религи­озно-магической сторон, как произ­ведение устно-поэтического творче­ства, как драматическое действо, и т. д, Ио в многочисленных описа­ниях, характеризующих локальные варианты свадебного цикла, и в обоб­щающих работах материальной сто­роне, в частности одежде, уделено минимальное внимание. О них лишь упоминается, и эти краткие .упоми­нания приходилось собирать по кру­пицам. Первым обратил внимание на эту сторону свадебного обряда II. Ф. Сумцов. Но костюму, при­ческе в его труде («О свадебных об­рядах, преимущественно русских», Харьков, 1881) отведено лишь не-- сколько небольших разделов; со вре­мени выхода в свет этой работы прошло уже столетие, и она не ох­ватывает накопившийся новый, зна­чительный   материал.

Этнографические публикации, по­священные родильным и крестиль­ным, а также погребальным обря­дам, не так многочисленны, как но свадьбе. Сведения о них содержатся в работах авторов, перечисленных выше, но, кроме того, есть и спе­циальные труды (о погребальной обрядности — В. И. Смирнова, И. Беньковского, 3. Кузели, В. Гна-тюка; о родильной — II. Ф. Сум-цова, В. Степанова, Д. И. Успен­ского,   В. Н. Харузиной).

Этнографическая литература по об­рядам аграрного цикла, можно ска­зать, неисчерпаема, есть общие и спе­циальные труды, посвященные ка­лендарной обрядности, в которых описываются различные региональ­ные варианты обрядов и связанное с ними устное поэтическое творче­ство. Наиболее слабая и малоосве-щенная сторона — материальные ком­поненты, в частности — одежда. Автором рассмотрены основные труды, в которых можно было найти сведе­ния по исследуемой теме; исчерпать всю имеющуюся литературу о свадь­бах,, аграрных обрядах не представ­лялось   возможным.

Собранный наблюдателями и ис­следователями-этнографами во вто­рой половине XIX—начале XX в. материал неравномерно распределя­ется не только по регионам, но и по трем народам. Сведения разновре-менны, обобщение их по хронологи­ческим периодам представляет зна­чительные трудности. Эта задача осу­ществлялась в работе насколько поз­воляли источники.

Сведения о костюме и связанных с ним представлениях чрезвычайно разнообразны, а порой и противо­речивы. Наряду с общими законо­мерностями, выявляющимися при изучении значения и роли костюма в целом (со всеми его аксессуарами), материалы содержат немало фактов, противоречащих этим закономерно­стям, не всегда поддающихся объяс­нению.

Советский период характеризуется дальнейшим накоплением фактиче­ского материала и созданием ра­бот сводного характера. Обобщаю-' щими трудами в области народ­ной обрядности являются работы Д. К. Зеленина, П. С. Богословского, Н. М. Никольского, Ё. Г. Кага-рова, С. А. Токарева, В. И. Чиче-рова, В. Я. Пропна, В. К. Соколо­вой и др. Если в работах досовет­ского периода приходилось обра­щаться главным образом к фольклор­ным данным об обрядности, то в со­ветский период необходимые сведе­ния черпались также и из этногра­фической литературы, посвященной материальной культуре, которая стала изучаться многосторонне. Авторы внесли немалый вклад в науку, раз-

12[3]4