{::Введение ::}
Введение
работав вопросы социальной, этнической и обрядовой
значимости одежды второй половины XIX — начала XX
в. (Н. И. Лебедева, Б. А. Куфтин, II. П. Гринкова, Н. И. Гаген-Торн, М. Е. Шереметева, В. Билецка,
Д. К. Зеленин и др.).
В некоторых работах дается характеристика основным изменениям в
обрядности сельского населения, а вместе с тем и роли одежды в ней на современном
этапе. По русским можно назвать работы Л. А. Анохиной, М. Н. Шмелевой, Л. М.
Сабуровой, Л. Н. Чижиковой, В. Ю. Крупянской, А. А. Лебедевой; но украинцам —
В. К. Бори-сенко, Н. К. Гаврилюк, Н. И. Здоровела; по украинцам и белорусам —
Г. Т. Пашковой. Сведения о современных обрядах содержатся в статьях журналов
«Советская этнография» и «Народна творчгсть та етно-граф!я», в «Полевых
исследованиях Института этнографии АН СССР», в монографиях, посвященных одному
селу или целому региону, а также в сборниках статей (Сабурова, 19676,
173—181). Эти труды и экспедиционные записи позволяют наметить лишь основные
линии, по которым шло изменение материальных компонентов (их символики) в
обрядах советского периода. Однако материала еще крайне
недостаточно для широких
обобщений. Необходимо дальнейшее исследование
поставленной проблемы.
При обилии публикаций (см. библиографию) специальных
работ по исследуемой теме нет. Данная книга должна заполнить этот пробел в этнографических
знаниях о народном костюме.
Изучение материального оформления обрядов, обычаев, праздников, помимо
большого историко-этно-графического интереса, имеет практическое значение.
Проблема формирования новой, безрелигиозной, обрядности приобрела в настоящее
время большую актуальность в нашей стране. Потребность народа в особом
оформлении важнейших событий семейной, производственной и общественной жизни
чрезвычайно велика. Изучение материальных компонентов обрядности дает возможность
выявить в них то ценное, эстетически прекрасное, что выработано народом на
протяжении веков и в какой-то мере может быть использовано в современности, и
отбросить архаические, иногда унижавшие человеческое достоинство элементы.
Привлечение некоторых моментов старых обрядов «разнообразит праздники,
придает каждому из них особый колорит и будет содействовать их более успешному
внедрению» (Соколова, 1979, 4).
|