{::Введение ::}

Введение

работав вопросы социальной, этни­ческой и обрядовой значимости одежды второй половины XIX — начала XX в. (Н. И. Лебедева, Б. А. Куфтин, II. П. Гринкова, Н. И. Гаген-Торн, М. Е. Шереме­тева, В. Билецка, Д. К. Зеленин и др.).

В некоторых работах дается ха­рактеристика основным изменениям в обрядности сельского населения, а вместе с тем и роли одежды в ней на современном этапе. По русским можно назвать работы Л. А. Анохиной, М. Н. Шмелевой, Л. М. Сабуровой, Л. Н. Чижиковой, В. Ю. Крупянской, А. А. Лебеде­вой; но украинцам — В. К. Бори-сенко, Н. К. Гаврилюк, Н. И. Здо­ровела; по украинцам и белорусам — Г. Т. Пашковой. Сведения о совре­менных обрядах содержатся в ста­тьях журналов «Советская этногра­фия» и «Народна творчгсть та етно-граф!я», в «Полевых исследованиях Института этнографии АН СССР», в монографиях, посвященных одному селу или целому региону, а также в сборниках статей (Сабурова, 19676, 173—181). Эти труды и экспедицион­ные записи позволяют наметить лишь основные линии, по которым шло из­менение материальных компонентов (их символики) в обрядах советского периода. Однако материала еще крайне   недостаточно   для  широких

обобщений. Необходимо дальнейшее исследование поставленной проб­лемы.

При обилии публикаций (см. биб­лиографию) специальных работ по исследуемой теме нет. Данная книга должна заполнить этот пробел в этно­графических знаниях о народном костюме.

Изучение материального оформле­ния обрядов, обычаев, праздников, помимо большого историко-этно-графического интереса, имеет практи­ческое значение. Проблема форми­рования новой, безрелигиозной, об­рядности приобрела в настоящее время большую актуальность в на­шей стране. Потребность народа в особом оформлении важнейших со­бытий семейной, производственной и общественной жизни чрезвычайно ве­лика. Изучение материальных ком­понентов обрядности дает возмож­ность выявить в них то ценное, эстетически прекрасное, что выработано народом на протяжении веков и в ка­кой-то мере может быть использовано в современности, и отбросить архаи­ческие, иногда унижавшие челове­ческое достоинство элементы. Привле­чение некоторых моментов старых  обрядов «разнообразит праздники, придает каждому из них особый коло­рит и будет содействовать их более успешному внедрению» (Соколова, 1979,  4).

123[4]