{::Введение ::}

Траурная и погребальная одежда восточнославянских народов

 

 



Тульской губ., горемычна из Ор­ловской и сишошка из Рязанское гуо. Женская рубаха горемычна "5 была сшита в 1919 г. по случат шего человека. Короткое полотенце повязывали на шею умершего 193, вкладывали его в руки покойной 194. В русских деревнях все участвовав­шие в похоронной процессии были подвязаны полотенцами или дер­жали их в руках 195. Полотенца при­вязывали к дуге лошади 196, везу­щей на кладбище гроб, также закры­тый полотенцем 197. Гроб в могилу опускали на рзшшиках 198. В селах всех трех восточнославянских наро­дов существовал обычай вывеши­вать на окно дома, где жил умерший человек, полотенце 199, кусок холста ,или ширинку. Их вывешивали также и в дни поминовения всех усоп­ших 200. При таком большом употреб­лении полотенец на похоронах в соб­рание музея их поступило очень мало: одно похоронное полотенце, одно полотенце, из которого сделан саван умершему ребенку, покров на локойника и две скатерти, которыми накрывали гроб. Все вещи русские, украинских и белорусских похоронных рушников в музее вообще нет. Возможно, это объясняется тем, что в народном быту восточных славян не было специально приготовленных для похорон и поминок полотенец. В необходимых случаях использо­вались те, которые имелись в доме. Часто роль похоронных играли сва­дебные полотенца.

Покрывало для умершего ребенка было сшито в конце XIX в. в с. Во­робьевка Задонского у. Воронеж­ской губ.201 из длинного белого хол­щового полотенца, сложенного по­полам и зашитого с одного бока. На концах покрывало украшено красным холстом и вышивкой сте­бельчатым швом и набором, выпол­ненной красной бумажной нитью. Орнамент — четыре крупных квад­рата в окружении  мелких  розеток.

 

Cкоса и жатвы, а также предметами, употреблявшимися для предохране­ния   скота  от  мора.

Сенокосная и жатвенная одежда, сшитая специально для работы во время.жатвы и сенокоса, бытовала главным образом у русских кре­стьян. В русской деревне сенокос, а также первый и последний день жатвы считались большими празд­никами, в которых женщинам и де­вушкам полагалось быть нарядно одетыми. Подобного рода одежда в собрании музея имеется из Архан­гельской, Владимирской, Костром­ской, Олонецкой, Ярославской и Тверской губерний. Сенокосный и жатвенный костюм состоял из рубахи, к которой иногда добавляли юбку или передник. Рубахи в разных гу­берниях называли по-разному: сено-косницы, подольницы, жнивухи, жат­венные.

Старинные, изготовленные не позд­нее середины XIX в. рубахи, ши­лись обычно цельными, из тон­кого белого льняного холста домаш­ней   выделки.