{::Введение ::}
Траурная
и погребальная одежда восточнославянских народов
Тульской губ., горемычна из Орловской и сишошка из
Рязанское гуо. Женская рубаха горемычна "5 была сшита в 1919 г. по случат шего
человека. Короткое полотенце повязывали на шею умершего 193,
вкладывали его в руки покойной 194. В русских деревнях все
участвовавшие в похоронной процессии были подвязаны полотенцами или держали
их в руках 195. Полотенца привязывали к дуге лошади 196,
везущей на кладбище гроб, также закрытый полотенцем 197. Гроб в
могилу опускали на рзшшиках 198. В селах всех трех
восточнославянских народов существовал обычай вывешивать на окно дома, где
жил умерший человек, полотенце 199, кусок холста ,или ширинку. Их
вывешивали также и в дни поминовения всех усопших 200. При таком
большом употреблении полотенец на похоронах в собрание музея их поступило
очень мало: одно похоронное полотенце, одно полотенце, из которого сделан саван
умершему ребенку, покров на локойника и две скатерти, которыми накрывали гроб.
Все вещи русские, украинских и белорусских похоронных рушников в музее вообще
нет. Возможно, это объясняется тем, что в народном быту восточных славян не
было специально приготовленных для похорон и поминок полотенец. В необходимых
случаях использовались те, которые имелись в доме. Часто роль похоронных
играли свадебные полотенца.
Покрывало для умершего ребенка было сшито в конце XIX в. в с. Воробьевка
Задонского у. Воронежской губ.201 из длинного белого холщового
полотенца, сложенного пополам и зашитого с одного бока. На концах покрывало
украшено красным холстом и вышивкой стебельчатым швом и набором, выполненной
красной бумажной нитью. Орнамент — четыре крупных квадрата в окружении мелких
розеток.
Cкоса
и жатвы, а также предметами, употреблявшимися для предохранения
скота от мора.
Сенокосная и жатвенная одежда, сшитая специально для
работы во время.жатвы и сенокоса, бытовала главным образом у русских крестьян.
В русской деревне сенокос, а также первый и последний день жатвы считались
большими праздниками, в которых женщинам и девушкам полагалось быть нарядно
одетыми. Подобного рода одежда в собрании музея имеется из Архангельской,
Владимирской, Костромской, Олонецкой, Ярославской и Тверской губерний.
Сенокосный и жатвенный костюм состоял из рубахи, к которой иногда добавляли
юбку или передник. Рубахи в разных губерниях называли по-разному:
сено-косницы, подольницы, жнивухи, жатвенные.
Старинные, изготовленные не позднее середины XIX в. рубахи, шились обычно
цельными, из тонкого белого льняного холста домашней выделки.
|