{::Введение ::}
Траурная
и погребальная одежда восточнославянских народов
Собрание траурной и погребальной одежды русских, украинцев и
белорусов в музее невелико. Ее приобретение всегда было сложным делом для
музейных работников. Крестьяне неохотно расставались с одеждой, приготовленной
«на смерть», считая это большим грехом. Во многих местах даже было
распространено поверье, что «смертную» одежду нельзя показывать посторонним людям.
В собрании музея хранятся траурные и погребальные костюмы,
отдельные предметы одежды: ру-
цвет ее — красный, в качестве дополнительного использован
синий. В орнаменте вышивки преобладают геометрические мотивы: наиболее часто
встречается бордюр из ромбов и чередующихся равнобедренных треугольников. Две
вышивки имеют растительный узор с каймой из небольших птичек с длинными хвостами
и поднятыми вверх крыльями.
Белорусские вещи представлены домотканым клетчатым
пологом для кровати новобрачных из Мозыр-ского у. Минской губ.179, и
кубелом— кадкой для приданого из Витебской губ.180
Кроме перечисленных выше предметов, в собрании музея имеется
и много других обрядовых вещей: елочка невесты, украшенная разноцветными
бумажками, посадный пирог с воткнутым в него кустом «аре-пея», свадебные
пряники; утварь, использовавшаяся за свадебным столом, различного рода
обереги: иголка без ушка, втыкавшаяся в одежду, кусочек сети для предохранения
невесты от «порчи» и другие экспонаты.
бахи, головные уборы, платки, полотенца. Наибольшее
количество подобного рода экспонатов имеется в русских коллекциях. Украинская погребальная
одежда представлена семью предметами. В белорусских коллекциях такие экспонаты
отсутствуют.
Костюмы. В собрании музея имеются два русских
костюма: один траурный женский из Пензенской губ. и один погребальный женский
из Алтайского края. Траурный костюм или, как его
еще называли,
тыки».
Распашная понева, входящая в состав этого
костюма, сшита из трех полотнищ толстой шерстяной ткани
черного цвета и украшена по подолу широкой полосой темно-красного цвета,
|