{::Введение ::}

Предметы, использовавшиеся в свадебнэм обряде русских, украинцев, белорусов

161 на конце, которой отгоняли от свадебного поезда детей, требовав­ших   выкуп  за  невесту.ные венцы — при венчании, следо­вавшем   за   обручением.

Хранящиеся в собрании музея подножники представляют собой или небольшие меховые коврики или короткие орнаментированные полот­нища холщовой ткани. Все они были приобретены в русских северных губерниях, в основном в Вологодской.

Меховые подножники представ­лены в музее одним экземпляром 162, поступившим вместе со свадебным девичьим костюмом последней чет­верти XVIII в. из г. Сольвычегодска. Он сделан из двух шкурок соболей и обшит с четырех сторон шерстяной тканью и золотой бахромой.

Подножники, сшитые из льняной домашней ткани, в собрании музея



имеются из Архангельской, Олонец­кой и Вологодской губерний. Архан­гельские   и   олонецкие   подножники представлены  двумя  экземплярами. Подножная   ширинка   из    Шенкур­ского     у.     Архангельской     губ. 1вз сшита из  белой льняной домашней ткани (82x40 см). Центральное поле имеет  «выбранный  на  стану»   узор: крупные   свастики,   обшитые   крас­ными  нитками  стебельчатым  швом. По      сторонам      ширинки — узкая кайма,   выполненная   красными   бу­мажными     нитками     двусторонним швом   роспись.   Орнамент — мелкие ромбы,   прикрепленные   к   зигзаго­образной линии. Подножник из Оло­нецкой губ. (80 смх40 см) из белого холста украшен растительным орна­ментом,  вышитым цветной шерстью тамбурным швом.

Вологодские подножники имеются из трех уездов: 81 предмет из Соль-вытегодского   у.,   30 — из   Николь­ского у.  и 2 из Усть-Сысольского. Все они поступили в музей в 1904— 1906 гг. и датируются, вероятно, вре­менем не позднее середины XIX в. Подножные   ширинки   из   Усть-Сысольского   у.164   названы   собирате­лем    «старинными».     Это — прямо­угольные (72x43 см) полотнища бе­лой ткани, обшитые по краям льня­ным  кружевом  и   украшенные  вы­шивкой,     располагающейся    узкой каймой вдоль ее сторон. Орнамент —' кони,   птицы   в   композиции   с   де­ревьями выполнен   строчевой техни­кой белой льняной нитью  (рис. 17).

1[2]34